ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

1. Общие положения

 

1.1. Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детей (далее — Олимпиада) проводится Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке и участии Совета по сохранению природного наследия нации, Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и Федерального детского эколого-биологического центра.

1.2. Олимпиада проводится с целью совершенствования дополнительного эколого-биологического образования детей, направленного на повышение их уровня знаний по биологии, экологии и смежных с ними естественнонаучных дисциплин, развитие интереса к учебно-исследовательской, опытнической деятельности, формирование общей экологической культуры обучающихся, а также социальную адаптацию детей и молодежи.

1.3. Основные задачи Олимпиады:

  • Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейактивизация работы по реализации практико-ориентированных образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на овладение обучающимися умениями применять знания по биологии, экологии и смежных с ними естественнонаучных дисциплин в повседневной жизни;
  • выявление и поощрение обучающихся, обладающих глубокими знаниями и способных их творчески применять;
  • предоставление обучающимся, проявляющих интерес к биологической науке, возможности продолжить обучение по биологии, экологии и смежных с ними естественнонаучных дисциплин в системе всероссийских профильных школ эколого-биологической направленности;
  • обмен опытом работы по повышению уровня знаний и умений обучающихся по биологии, экологии и смежных с ними естественнонаучных дисциплин в сфере дополнительного образования.

 

2. Участники Олимпиады

 

Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейВ Олимпиаде могут принимать участие обучающиеся творческих объединений эколого-биологического профиля в сфере дополнительного образования детей в возрасте 12 -18 лет, проявляющие интерес к изучению природной среды.

 

3. Условия проведения Олимпиады

 

3.1. Олимпиада проводится по следующим параллелям групп - «6-е классы»,   «7-е классы», «8-е классы», «9-е классы», «10-е классы» и «11-е классы».

3.2. Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейФорма представления олимпиадной работы – исследовательский проект, по одному из предлагаемых направлений и разной сложности выполнения.

3.3. Участникам предлагаются на выбор следующие направления учебно-исследовательской деятельности:

  • микробиология (цитология, эмбриология, генетика);
  • ботаника (анатомия и морфология растений, систематика растений, геоботаника, лесоведение, фитопатология, география растений, интродукция, флористика (составление флористических списков);
  • растениеводство (агроботаника, цветоводство, садоводство, овощеводство);
  • зоология (энтомология, ихтиология, герпетология, орнитология, зооэкология, поведение животных, зоогеография);
  • содержание и разведение животных;
  • Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейводная экология (гидробиология);
  • экология человека (ландшафтная экология, экология поселений, медицинская экология (здоровье человека и окружающая среда);
  • загрязнение и охрана окружающей среды (методы исследования загрязнений окружающей среды, химические загрязнения, антропогенные факторы, биоиндикация, охраняемые природные территории и объекты, сохранение биоразнообразия (редкие виды).

Допускаются также работы, лежащие на стыке нескольких наук.

            3.4. В соответствии с параллелями групп, участники Олимпиады представляют исследовательские проекты определенной сложности их выполнения:

            Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейдля 6 - 8 классов

a) проект, содержащий отчет о самостоятельной исследовательской работе, проведенной на основе анализа данных литературных источников, без проведения натурных исследований;

б) проект, содержащий изложение методики проведения исследования, без непосредственного сбора материала с её помощью. Данный проект должен быть оформлен как соответствующее методическое пособие, полностью готовое для его использования любым желающим провести исследование с помощью этой методики;

в) проект, содержащий отчет о проведенной простейшей исследовательской работе, с использованием материала, полученного в ходе кратковременных натурных исследований, без использования приборной базы, на примере одного вида флоры или фауны, без статистической обработки материалов.

Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейВыводы работы могут иметь локальное значение и могут быть получены, в том числе, без проведения исследований.

для 9 – 11 классов

г) проект, содержащий отчет о проведенной исследовательской работе, выполненной по одному из разделов науки, с использованием статистической обработки материалов, с изучением более чем одного вида или изучением проблемы взаимоотношений видов.

Выводы должны иметь не менее чем региональное значение или иметь ценность в теоретическом плане и не могли быть получены иначе, чем при проведении данного исследования.

д) проекты, содержащие отчет о проведенной исследовательской работе, отвечающей следующим требованиям:

  • собранный материал должен быть статистически обработан;
  • объектом исследования должен быть таксон высокого уровня – природный комплекс, экосистема, биотоп, фитоценоз, зооценоз и другие таксоны, рангом не ниже экологической группы видов;
  • Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейвыводы работы должны иметь значение не ниже регионального и вносить вклад в теоретическое представление об изучаемом предмете (данном природном комплексе, экологической группе и т.д.).

3.5. Все проекты, вне зависимости от содержания и сложности выполнения, должны быть оформлены с соблюдением основных стандартных требований к оформлению научных публикаций.

 

4. Сроки и порядок проведения Олимпиады

 

4.1. Олимпиада проводится в период с ноября предыдущего года по февраль текущего года в три этапа:

I – региональный – ноябрь.

Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейII – федеральный (заочный) – декабрь включает: оценку лучших исследовательских проектов регионального этапа; отбор лучших работ для участия в финале.

III – финальный (очный) – февраль и состоит из 2-х туров – теоретического и практического.

Теоретический тур проводится в форме письменного задания, определяющего уровень общего развития интереса к знаниям биологии, экологии и смежных с ними естественнонаучных дисциплин, а также к экологическим проблемам своего края.

Практический тур требует от участников представления исследовательского проекта в форме защиты перед жюри и аудиторией по соответствующим параллелям групп Олимпиады.

4.2. Исследовательские проекты участников Олимпиады оцениваются в соответствии с критериями, а их знания и умения – с учетом требований к ним.

4.2.   Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейОт каждого субъекта Российской Федерации на федеральный (заочный) этап органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, направляют не более шести исследовательских проектов победителей регионального этапа (по одному проекту по каждой параллели групп).

4.3. К участию в Олимпиаде не допускаются:

  • исследовательские проекты участников всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии текущего года;
  • исследовательские проекты, получившие одно из призовых мест на других конкурсах всероссийского уровня, проведенных в предыдущем и текущем годах.

4.4.   Работы направляются до 15 декабря 2012 г. (по почтовому штемпелю) в Оргкомитет по адресу: 107014, г. Москва, Ростокинский проезд, д. 3 (Федеральный детский эколого-биологический центр).

 

5. Руководство Олимпиадой

5.1. Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейОбщее руководство по подготовке и проведению Олимпиады осуществляет Оргкомитет, который создается Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных организаций и ведомств.

Оргкомитет:

  • утверждает состав жюри федерального (заочного) и финального (очного) этапов Олимпиады, победителей и призеров финала Олимпиады и программу её проведения;
  • принимает олимпиадные работы – исследовательские проекты, для участия в федеральном (заочном) этапе и организует работу по отбору финалистов;
  • информирует об итогах федерального (заочного) и финального (очного) этапов Олимпиады органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем (заместителем председателя) Олимпиады.

5.2. Для подготовки и проведения регионального этапа Олимпиады создаются соответствующие оргкомитеты на местах.

5.3. Жюри Олимпиады:

  • оценивает олимпиадные работы – исследовательские проекты, в соответствии с критериями, а также знания и умения участников финального (очного) этапа в соответствии с требованиями к ним;
  • определяет победителей и призёров в каждой из параллелей групп по сумме набранных баллов в двух турах финального (очного) этапа Олимпиады.

5.4. Решение жюри по каждой параллели групп финала Олимпиады оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.

 

6. Награждение участников Олимпиады

 

6.1. Все участники финала получают диплом Оргкомитета за участие в Олимпиаде.

6.2. Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада в сфере дополнительного образования детейПобедители и призеры (2-е и 3-е место) каждой из параллелей групп Олимпиады награждаются дипломами Минобрнауки России, Совета по сохранению природного наследия нации, Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и памятными призами.

6.3. Руководители проектов победителей и призеров финала Олимпиады награждаются грамотой Оргкомитета.

6.4. Победители (1-е место) и призеры (2-е и 3-е место) по параллелям групп – 8-е, 9-е, 10-е, 11-е классы, которым на период проведения финала Олимпиады исполнилось 14 лет, могут быть выдвинуты кандидатами на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

 

7. Финансирование Олимпиады

7.1. Финансирование Олимпиады осуществляется за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников.

7.2. Расходы, связанные с проездом, проживанием и питанием участников финала Олимпиады и сопровождающих их лиц к месту его проведения и обратно, осуществляются за счет средств направляющей стороны.

 

 

Требования к оформлению исследовательских проектов

 

1.    Исследовательский проект должен иметь:

  • титульный лист с обязательным указанием – названия образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населенного пункта, детского объединения, темы работы, Ф.И. автора, класс, Ф.И.О. руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
  • оглавление (с указанием страниц).

2. Структура содержания проекта должна включать следующие разделы:

  • введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, обоснование актуальности исследования, практическая значимость работы.
  • методика исследования и материал – описание методики сбора материала, методы первичной обработки собранного материала, методы статистической обработки материала, сроки сбора материалов, объем полученных материалов (по дням, сезонам, годам, всего);
  • результаты исследований и их обсуждение – приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки;
  • выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, полученные данные и их объяснение;
  • заключение, где проводится общий обзор поставленной перед началом исследования проблемы и перспективы её решения после приведенного исследования;
  • список использованной литературы (оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка). В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

        3. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы – в приложения, которые соединяются с текстом работы и соответствуют формату самой работы, или даны отдельно, в произвольном формате.

     4. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, и на них даны ссылки в тексте работы. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

         5. Текст работы должен быть четко напечатан на пишущей машинке или набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 12). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен.

 

Критерии оценки исследовательских проектов

 

1. Постановка цели и задач, обоснование актуальности выбранной темы для самого участника.

2. Обоснованность выбора темы (для 6 – 8 классов) и методики (для 9 – 11 классов).

3. Достаточность собранного материала.

4. Глубина проработанности представленного материала.

5. Практическая значимость.

6. Обоснованность и значимость выводов.

7. Качество оформления.

 

Требования к знаниям и умениям участников Олимпиады

 

   Для выполнения письменных заданий теоретического тура финала Олимпиады участник должен:

  • знать содержание школьных предметов по биологии, химии, физике, математике, образовательных программ дополнительного эколого-биологического образования детей и научно-популярной литературы, соответствующих его возрасту;
  • уметь свободно оперировать имеющимися знаниями по экологии и экологическим проблемам своего края, а также по предметам естественнонаучного цикла для решения практических задач.

 

скачать анкету участника

Деятельность
Совета по сохранению природного
наследия нации осуществляется
с участием:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Министерство сельского хозяйства РФ

Министерство транспорта РФ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство энергетики РФ

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство культуры РФ

Министерство образования и науки РФ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Федеральное агентство по недропользованию

Сенаторский клуб Совета Федерации