ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды1.1. Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды (далее – Конкурс) проводится Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке и участии Совета по сохранению природного наследия нации и Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации».

1.2. Непосредственную организацию и проведение Конкурса осуществляет Федеральный детский эколого-биологический центр при участии Совета по сохранению природного наследия нации и Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации».

1.3. Цель проведения Конкурса – привлечение обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию обучающихся, эколого-биологическому образованию и их профессиональному самоопределению.

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей средыЗадачи Конкурса:

  • активизация деятельности образовательных учреждений в системе дополнительного образования детей, направленной на решение вопросов экологического и нравственного воспитания обучающихся, через развитие у них интереса к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды «своей малой родины»;
  • внедрение исследовательского метода в педагогическую практику дополнительного образования детей;
  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей средыподдержка интереса обучающихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем;
  • выявление экологических проблем, существующих в регионах Российской Федерации, и практическое участие обучающихся в их решении;
  • обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России.

 

2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

 

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды

2.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных учреждений Российской Федерации в возрасте от 14 до 18 лет (на период проведения финала), выполнившие исследовательскую работу по изучению экологического состояния окружающей среды.

2.2. Допускается только индивидуальное участие в Конкурсе.

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ, СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

 

 

3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды«Агроэкология» (исследования, где используются научно обоснованные приемы возделывания культурных растений, а также исследования, связанные с применением агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом и закрытом грунтах);
  • «Зоология и экология позвоночных животных» (исследования рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных; исследование поведения позвоночных животных);
  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды«Зоология и экология беспозвоночных животных» (исследования червей, моллюсков, ракообразных, насекомых и паукообразных; фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных, исследование поведения беспозвоночных животных);
  • «Зоокультура и ветеринария» (исследования в области содержания и разведения домашних животных, а также диких животных в неволе; лечение и профилактика заболеваний у животных; изучение кормовой базы; оценка качества продукции; гигиенические и экологические аспекты зоотехнии и ветеринарии);
  • «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, грибов и лишайников; популяционные исследования растений; изучение флоры и растительности);
  • «Водная экология и гидробиология» (анализ чистоты водоемов и водотоков физическими и химическими методами, а также применение биологических методов для оценки загрязнения воды; изучение загрязнения воды на организм человека);
  • «Экология воздушного бассейна» (анализ загрязнения воздуха физическими и химическими методами, а также применение биоиндикационных методов для оценки загрязнения воздуха; изучение загрязнения воздуха на организм человека);
  • «Ландшафтная экология и геохимия» (оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; исследования физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека).

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 3.2. Конкурс проводится в период с декабря предыдущего года по март текущего года и состоит из трех этапов:

I - региональный этап – проведение Конкурса в регионах

II - федеральный (заочный) этап – включает в себя оценку конкурсных работ и отбор лучших из них для участия в финальном (очном) этапе.

III - финальный (очный) этап – проводится защита победителями федерального этапа конкурсных работ в форме устных докладов.

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 3.3. Конкурсные материалы оформляются в соответствии с требованиями Оргкомитета и оцениваются в соответствии с принятыми критериями.

3.4. На Конкурс не принимаются:

  • работы, не соответствующие тематике Конкурса;
  • коллективные работы;
  • реферативные работы, содержание которых основано лишь на литературных данных или только на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
  • работы, получившие одно из призовых мест на других конкурсах всероссийского уровня, проведенных в предыдущем и текущем годах.

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 3.5. От каждого субъекта Российской Федерации на федеральный (заочный) этап органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, направляют не более 8 работ победителей регионального этапа Конкурса (по одной в каждую номинацию).

3.6. Вместе с конкурсной работой высылаются:

  • протокол по итогам регионального этапа Конкурса;
  • анкета-заявка участника Конкурса.

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 3.7. Отправка конкурсных материалов на федеральный (заочный) этап проводится в Оргкомитет по адресу: 107014, г. Москва, Ростокинский проезд, д. 3 (Федеральный детский эколого-биологический центр).

3.9. Итоги Конкурса подводятся по результатам финального (очного) этапа.

3.10. Конкурсные работы, представленные на федеральный (заочный) этап, не возвращаются.

3.11. Работы участников Конкурса (тезисы работ или фрагменты работ) могут быть опубликованы в журналах и других изданиях с сохранением авторских прав.

 

 

4. РУКОВОДСТВО КОНКУРСОМ

 

 

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 4.1. Общее руководство по подготовке и проведению Конкурса осуществляет Оргкомитет, который создается Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных организаций и ведомств.

Оргкомитет:

  • утверждает состав жюри федерального (заочного) и финального (очного) этапов Конкурса, победителей и призеров финала Конкурса и программу его проведения;
  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды принимает конкурсные работы для участия в федеральном (заочном) этапе и организует работу по отбору финалистов;
  • информирует об итогах федерального (заочного) и финального этапов Конкурса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем (заместителем председателя) Оргкомитета.

4.2. Для подготовки и проведения регионального этапа Конкурса создаются соответствующие оргкомитеты на местах.

4.3. Жюри Конкурса:

  • Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды оценивает конкурсные работы в соответствии с принятыми критериями;
  • определяет победителей и призёров в каждой из номинаций финала Конкурса по среднему баллу всех членов жюри.

4.4. Решение жюри каждой из номинаций финала Конкурса оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.

 

 

5. НАГРАЖДЕНИЕ

 

 

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды 5.1. Все участники финала получают диплом Оргкомитета за участие в Конкурсе.

5.2. Победители и призеры (2-е и 3-е место) каждой из номинаций Конкурса награждаются дипломами Минобрнауки России, Совета по сохранению природного наследия нации, Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и памятными призами.

5.3. Руководители исследовательских работ победителей и призеров награждаются грамотой Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды Оргкомитета Конкурса.

5.4. По решению Оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными грамотами и призами.

5.5. Победители (1-е место) и призеры (2-е и 3-е место) номинаций, которым на период проведения финала Конкурса исполнилось 14 лет, могут быть выдвинуты кандидатами на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

 

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды

 

 

 

 

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

 

 

6.1. Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников.

6.2. Расходы, связанные с проездом, проживанием и питанием участников финала Конкурса и сопровождающих их лиц к месту его проведения и обратно, осуществляются за счет средств направляющей стороны.

 

Требования к оформлению конкурсной работы

 

1. Учебно-исследовательская работа должна иметь:

  • титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, регион и населенный пункт, название детского объединения, тема работы, фамилия, имя, отчество автора, класс, фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
  • содержание (оглавление), перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц).

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

  • введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
  • методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
  • результаты исследований и их анализ (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);
  • выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;
  • заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;
  • список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
  1. 2. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы - в приложения или представлены отдельно.
  2. 3. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспечены ссылками. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

Текст работы должен быть четко напечатан на пишущей машинке или набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 12 или крупнее через 2 интервала) и распечатан. Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен.

 

Критерии оценки конкурсной работы

 

  1. Постановка цели и задач, обоснование актуальности темы исследования;
  2. Обоснованность выбора методики;
  3. Достаточность собранного материала;
  4. Глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
  5. Практическая значимость;
  6. Значимость и обоснованность выводов;
  7. Качество оформления.

 

 

Анкета-заявка участника

Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды

(разборчиво заполняется участником или руководителем)

 

1. Название работы, подаваемой на Конкурс.

2. Название номинации Конкурса.

3. Фамилия, имя, отчество автора (полностью), год и дата рождения.

4. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы (если имеется), место работы и должность.

5. Фамилия, имя, отчество (полностью) консультанта работы (если имеется), место работы и должность, звание, степень.

6. Место учебы (школа, класс), адрес (с индексом), телефон.

7. Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, адрес (с индексом), телефон, e-mail.

8. Название объединения обучающихся.

9. Домашний адрес (с индексом), телефон, e-mai.

 

скачать анкету


 

Деятельность
Совета по сохранению природного
наследия нации осуществляется
с участием:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Министерство сельского хозяйства РФ

Министерство транспорта РФ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Министерство энергетики РФ

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство культуры РФ

Министерство образования и науки РФ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Федеральное медико-биологическое агентство

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Федеральное агентство по недропользованию

Сенаторский клуб Совета Федерации